Важное значение в настоящее время приобретает художественная подсветка фасадов зданий. Стремление украсить здание светом позволяет реализовать ряд задач: привлечь внимание потенциальных клиентов, подчеркнуть статус и респектабельности компании, создать светоцветовой облик здания. Архитектурная подсветка способна произвести рекламный эффект не меньший, чем высокооплаченная PR-кампания.

Крупные торговые центры вынужденно выносятся за пределы города, чтобы обеспечить парковку и достаточную свободу посетителей. Спортивно-оздоровительные комплексы, фитнес-центры и гостиницы теряются в новых высотных жилых районах и вынуждены тратить огромные деньги на наружную рекламу. Бизнес-центры и банки строятся по оригинальным проектам, изо всех сил стараясь подчеркнуть свою индивидуальность и финансовую прочность. Но как ни стараются владельцы и арендаторы зданий, с каждым годом становится все труднее выделиться на общем фоне и обеспечить удобство ориентации для своих клиентов -жителей и гостей города. Светлое время суток еще позволяет хорошо различать основные ориентиры – оригинальные формы фасадов, башни и крупные вывески, но с наступлением темноты сделать это в незнакомых районах довольно трудно – “ночью все кошки серы”. Выход из этой проблемы довольно прост и не требует титанических усилий. Достаточно хорошо осветить объект. Ни для кого не секрет-чем больше освещенность, тем проще человек ориентируется и меньше напрягает зрение, что в свою очередь снимает раздражительность и помогает сосредоточиться на своих целях и задачах.

Художественная подсветка – интереснейшая и очень сложная инженерная задача. Даже архитектурная подсветка обычного здания с современными прямоугольными формами – задача не такая простая, как может показаться. Тем более, подсветка фасада здания со сложными формами, например, старинной постройки. А ведь именно в таких зданиях зачастую находятся учреждения культуры, банки, гостиницы, бизнес-центры. Подсветка фасада с пилястрами, колоннами, портиками, эркерами, сложной лепниной и прочими “архитектурными излишествами” требует точного расчета . Необходимо правильно расположить световые приборы, рассчитать их действие, продумать световой рисунок. Нужно посмотреть, какие элементы фасада нужно подсветить, а что, наоборот, замаскировать. Если этого не сделать, возможны любые казусы: мощный свет будет падать на живописные трещины, изысканные архитектурные элементы окажутся в густой тени, фасад пойдет пятнами света.

В мире образцами для подражания в архитектурно-художественном освещении являются крупнейшие мегаполисы и столицы- Нью-Йорк, Лондон, Рим, Барселона, Париж. Миллионы туристов могут любоваться архитектурными шедеврами этих городов в вечернее время: историческими памятниками, переливающимися всеми цветами радуги, пылающими огнями свечками небоскребов. В праздничные дни города расцвечиваются дополнительной иллюминацией. В Париже Эйфелева башня превращается в 300-метровую разноцветную колонну света, состоящую из 40 километров проводов и 20 тыс. лампочек.

В России две столицы – Москва и Санкт-Петербург могут похвастать достижениями в архитектурно-художественном освещении.

В Москве в рамках специально разработанной программы освещено более 350 основных градостроительных доминант и зданий: все центральные площади, музеи, высотные здания, крупные универмаги и гостиницы, исторические и административные здания, церкви. Примером объемного декоративного освещения архитектурного объекта может служить подсветка Храма Христа Спасителя.

В Санкт-Петербурге художественно освещены многие всемирно-исторические памятники- Эрмитаж и Дворцовая площадь, Адмиралтейство и Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость.

Архитектура фасада здания в темное время суток зачастую дробится на отдельные пятна светящихся окон. Светодизайнерские решения архитектурной подсветки призваны сохранить целостный образ здания и подчеркнуть художественные достоинства его облика.

В зависимости от поставленных дизайнерских задач и типа здания выделяют три основных типа архитектурного освещения:

Общее заливающее освещение или освещение зданий целиком
Локальная подсветка
Скрытая подсветка фасадов

Заливающее освещение

Этот тип архитектурной подсветки используется преимущественно для освещения нежилых крупных объектов. Освещение фасада здания выполняется крупногабаритными прожекторами заливающего света и маломощными прожекторами направленного света. При этом типе художественной подсветки зданий большие металлогалогенные прожектора располагают вокруг здания, закрепляя на земле или на крышах соседних сооружений. Прожекторы направленного света монтируют по периметру здания на опорах. Заливающая подсветка хорошо подчеркивает форму объекта, выделяя оригинальные детали. Она особенно подходит для церквей и соборов, для мест, где вечером и ночью не ведется активная деятельность.

Локальная подсветка

Такой тип освещения используется для выделения наиболее интересных частей фасада здания. Подсветка фасада здания выполняется источниками направленного света, которые расположены непосредственно на фасаде. Локальная подсветка позволяет выделять светом только строго определенные части здания. Для художественной подсветки фасадов используются источники направленного и распределенного света. Для подсветки балконов, карнизов, балюстрад и фризов используются светильники с люминесцентными лампами. Такие лампы не мерцают и загораются при включении очень быстро.

Скрытая подсветка фасадов

Третий тип художественной подсветки – скрытая подсветка фасада. Светильники создают на фасаде своеобразный рисунок, который может не только подчеркивать архитектурный облик здания, но и изменять его, накладывая новые световые эффекты.

Бывает также силуэтное освещение, контурное освещение, динамическое цветовое освещение и др. При помощи современного осветительного оборудования можно добиться необычных световых эффектов. Использование цветных фильтров или источников света – один из вариантов создания динамического образа. Светодинамические приборы, изменяющие цвет излучаемого света и его интенсивность по программе, заложенной пользователем, позволяют в секунды изменить фасад здания или любой другой элемент в заданный цвет. Любой объект, освещение которого выполнено с использованием меняющегося света, непременно привлекает к себе внимание.

Для архитектурно-художественного освещения используются различные виды светильников.

Металлогалогеновые светильники (прожекторы) – наиболее используемые не только в подсветке фасадов зданий, а также в подсветке территории, рекламных щитов. Отражатель прожектора может быть полусферическим – это симметричный отражатель, используемый для подсветки узких и длинных элементов фасада. Или прямоугольным – это ассиметричный отражатель, используемый для равномерной подсветки элементов здания или для охвата наибольшей площади подсвеченного здания или территории. Несомненным достоинством галогенного прожектора можно считать отличную цветопередачу, приближенную к солнечному свету. Приборы этого типа позволяют создавать рассеянное, мягкое, бестеневое или направленное точечное освещение. Разумеется, не обходится и без недостатков: после включения металлогалогенные лампы загораются не сразу и достигают своей максимальной яркости в течение 2-х минут, а повторное их включение возможно лишь спустя некоторое время.

Люминесцентные светильники – используются для архитектурной подсветки высотных зданий. Этот тип архитектурной подсветки используется для создания светового рисунка или подчеркивания архитектурных форм здания. Наиболее часто используется для архитектурной подсветки фасадов торговых центров, так как является самым экономичным видом архитектурной подсветки.

Неоновая архитектурная подсветка – используется локально в элементах фасада сложной формы или в наружной рекламе. Основное достоинство неона – это возможность придать любую форму неоновой трубке. Достоинства неоновой архитектурной подсветки: чудесный вид, возможность создания любых форм, долгий срок службы при правильной эксплуатации.

Светодиодная архитектурная подсветка зданий – настоящий прорыв технологий. Используется для подсветки геометрических форм здания. Годится для архитектурной подсветки современных урбанистических форм и не пригодна для архитектурной подсветки зданий со сложной архитектурой, арками, козырьками, оконными проемами и др. Для данного типа осветительных приборов характерны высокая экономичность энергопотребления. По сравнению с галогенными лампами экономия достигает 80%.

В архитектурно-художественном освещении различные виды светильников, с разной историей и совершенно не схожими принципами работы, могут органично сосуществовать и нередко дополнять друг друга в особо эстетически привлекательных световых установках.

Виды архитектурного освещения

Разные типы архитектурной подсветки крайне важны для обеспечения зрительного восприятия построек и зданий – они должны выглядеть эстетично и органично, привлекая взгляд прохожих. В наши дни иллюминацию используют не только в городах, её устанавливают также на фасадах частных загородных домов и в коттеджных посёлках.

Из-за того, что архитектурное освещение стало пользоваться большой популярностью, оно превратилось в отдельную отрасль светодизайна. Всё это привело к появлению разных концепций, стилей, требований и стандартов, которые теперь предъявляются к подсветке подобного рода.

Назначение архитектурного освещения

Именно архитектурное освещение даёт человеку возможность любоваться фасадами здания даже в сумерках или ночью. Правильная световая подсветка позволяет многим зданиям выглядеть в тёмное время порою более привлекательно, чем днём. Но нужно понимать, что у светового оформления есть не только декоративная функция. Помимо этого, оно обеспечивает такие важные свойства, как:

  • помогает улучшить видимость территории по ночам;
  • способствует улучшению визуализации дорожек и дверных проёмов в тёмное время суток;
  • выделяет статус постройки (она развлекательная, деловая и т.д.), привлекая возможных посетителей;
  • увеличивает безопасность пребывания в пешеходных зонах по ночам (перед входом в здание, на парковке, во дворе, в сквере, парке, на бульваре), создавая тем самым положительную психологическую атмосферу;
  • помогает скрыть недостатки фасада здания и подчеркнуть его достоинства;
  • выделяет конкретный фасад на фоне других;
  • ночью объединяет разные постройки в общую картинку.

Все указанные свойства иллюминации можно применить к различным объектам – среди них выделяют:

  • постройки и здания;
  • зоны ландшафта;
  • исторические, культурные, архитектурные памятники и монументы;
  • пешеходные пространства;
  • зелёные насаждения.

В наши дни имеется много разных концепций архитектурной подсветки. Её можно разработать под конкретную постройку или для всего города. С учётом назначения такого объекта можно применять такие типы иллюминации, как:

  • общая заливка – подсвечивается плоскость, часть местности либо весь трёхмерный объект;
  • местная или локальная – с её помощью можно выделить тектонические либо декоративные свойства строения и детали благоустройства (опорные стенки, газоны, цветники и т.д.);
  • акцентирующая – для фокусирования внимания на какой-либо важной детали объекта;
  • контурная – одна из разновидностей световой графики, помогающая проявить силуэт объекта;
  • подсветка фасада – этот приём подходит для фасадов, которые пропускают свет (в основном, стеклянных);
  • заливка фона – силуэт постройки затемняют, направляя световой пучок сзади.

Разработка концепции архитектурной подсветки

Чтобы создать концепцию, необходимо сначала тщательно изучить особенности улицы, где находится здание, и его самого. При этом нужно учитывать такие важные факторы, как:

  • присутствие баннеров с рекламой;
  • размещение улицы в городе, а также её значимость;
  • присутствие архитектурных элементов на фасаде;
  • каким является утилитарное уличное освещение;
  • размещение дома и его стилистика;
  • материалы, необходимые для строительства и отделки;
  • назначение постройки (это государственный объект, офисное здание, ТЦ и пр.).